ГПА-Ц-16
Общая компоновка агрегата
Агрегат состоит из отдельных функционально завершенных блоков и сборочных единиц полной заводской готовности, стыкуемых между собой на месте эксплуатации.
Общий вид газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-16 показан на рис. 2.
В состав ГПА входят: турбоблок, воздухоочистительное устройство (ВОУ), шумоглушители всасывающего тракта, всасывающая камера, промежуточный блок, блок вентиляции, два блока маслоохладителей, выхлопной диффузор, выхлопная шахта, шумоглушители выхлопного тракта, опора выхлопной шахты, блок автоматики, блок маслоагрегатов, блок фильтров топливного газа, система подогрева циклового воздуха, система пожаротушения, система обогрева.
Базовой сборочной единицей агрегата является турбоблок, устанавливаемый на монолитном железобетонном фундаменте. Над турбоблоком на отдельной опоре установлены сборочные единицы выхлопного устройства двигателя и системы подогрева циклового воздуха. Забор воздуха для двигателя НК-16СТ осуществляется через воздухоочистительное устройство, шумоглушители, всасывающую камеру и патрубок промежуточного блока.
С целью обеспечения удобства обслуживания агрегата основные узлы маслосистемы размещены в отдельном блоке маслоагрегатов, а приборы и щиты системы автоматического управления агрегатом - в блоке автоматики.
Для повышения компактности ГПА блоки вентиляции и маслоохладителей размещены соответственно на промежуточном блоке и блоке маслоагрегатов. Для повышения надежности двигателя НК-16СТ в состав агрегата введен блох фильтров топливного газа. Обогрев блоков ГПА осуществляется горячим воздухом из общестанционного коллектора.
Стыковка всех блоков производится через гибкие переходники, позволяющие компенсировать неточности установки при монтаже агрегата.
Общий вид агрегата ГПА - Ц - 16:
1. Камера всасывания; 2. Шумоглушители; 3. Устройство воздухоочистительное; 4. Система подогрева циклового воздуха; 5. Утилизатор; 6. Шумоглушители выхлопа; 7. Диффузор;
8. Опора выхлопной шахты; 9. Турбоблок; 10. Блок АСП; 11. Блок маслоагрегатов.
Основные технические данные агрегата ГПА-Ц-16
Производительность, приведенная к температуре газа
293 К (20 0С) и давлению 0,101 МПа,
м3/с .......................................................................... 384,82
млн.м3/сут ............................................................... 33,25
Давление, МПа
начальное...................................................... 5,17
конечное......................................................... 7,45
Степень повышения давления.................................1,37 ¸ 1,44
Политропный КПД нагнетателя,%............................ 83
Температура газа на всасывании, К (0С),
(расчетная) ................................................................... 288(15)
Расчетное повышение температуры газа в нагнетателе
на номинальном режиме,ОС...........................................31
Частота вращения ротора нагнетателя С-1, об/мин
номинальная.........................................................................88,3(5300) минимальная.........................................................................62,5(3750) максимальная ....................................................................... 92,75( 5565)
Номинальная мощность на муфте нагнетателя, кВт .....16000
Давление газа, МПа
топливного...............................................................2,5 ± 0,2
пускового ............................................................... 0,3 ± 0,45
Время запуска ГПА без учета предпусковой
подготовки, с (мин) не более..............................................900(15)
Безвозвратные потери масла, не более, кг/ч
по двигателя .............................................................. 1,0
по нагнетателю ......................................................... 0,5
Масса, не более, кг
агрегата .................................................................... 170000
наиболее тяжелой транспортной единицы ............ 60000
Продольный разрез агрегата ГПА - Ц - 16:
1. Камера всасывания; 2. Шумоглушители; 3. Воздухоочистительное устройство; 4. Блок вентиляции; 5. Промежуточный блок; 6. Патрубок; 7. Воздушный охладитель масла; 8. Отсек двигателя; 9. Двигатель НК-16СТ; 10. Выхлопная улитка; 11. Шумоглушитель выхлопа; 12. Диффузор; 13. Герметичная перегородка; 14. Промежуточный вал; 15. Гидроаккумулятор; 16. Нагнетатель НЦ - 16; 17. Отсек нагнетателя; 18. Маслобак нагнетателя.
Блоки агрегата
Турбоблок включает в себя следующие основные сборочные единицы: раму, контейнер, приводной двигатель НК-16СТ, установленный на подмоторной раме, выхлопную улитку, переходник, нагнетатель и муфту, передающую вращение от свободной турбины двигателя к нагнетателю. Кроме того, в турбоблоке размещены отдельные сборочные единицы масляной системы, систем обогрева, автоматического пожаротушения, обогрева циклового воздуха и автоматического управления агрегата.
Рама предназначена для закрепления на ней основных сборочных единиц турбоблока. Она представляет собой сварную металлоконструкцию прямоугольной формы, коробчатого сечения.
Контейнер турбоблока является помещением для размещения основных сборочных единиц и систем агрегата, обеспечивает определенный микроклимат для их эксплуатации и необходимые условия труда для обслуживающего персонала в период проведения ремонтных и регламентных работ. Контейнер при помощи герметичной перегородки раз делен на два изолированных одно от другого помещения: отсек двигателя и отсек нагнетателя. Отсеки представляют собой сварные каркасы из профильного проката с закрепленными на них щитами (панелями). В отсеках расположены двери и кронштейны для закрепления навесного оборудования.
Для проведения ремонтных и регламентных работ в отсеке нагнетателя установлен ручной передвижной кран грузоподъемностью 5т и ручная таль грузоподъемностью 1 т.
Вентиляция отсека двигателя осуществляется вентилятором, установленным в блоке вентиляции. Вентиляция отсека нагнетателя осуществляется вентилятором, установленным в верхней части этого отсека.
Улитка (рис. 3) предназначена для плавного торможения и поворота на 900 потока выхлопных газов приводного двигателя с последующим выбросом их через выхлопное устройство в атмосферу. Улитка состоит из диффузора, корпуса и фланца, изготовленных из пожаростойкой стали и соединенных между собой при помощи сварного соединения. Осерадиальный диффузор со стороны вала свободной турбины двигателя и корпус с наружных сторон покрыт слоем теплоизоляции из каолиновых волокон. Переходник является составной частью выхлопного устройства агрегата. Он состоит из каркаса, обшитого стальными листами.
Муфта предназначена для передачи крутящего момента от свободной турбины двигателя ротору нагнетателя и состоит из четырех основных частей: упругой муфты со стороны ротора свободной турбины, промежуточного вала, зубчатой муфты со стороны ротора нагнетателя и кожуха муфты. Конструкция муфты позволяет компенсировать радиальные и осевые смещения, возникающие от тепловых расширений роторов и от неточности центровки при монтаже, а также гасить возможные резонансные колебания, возникающие в процессе работы агрегата.
Воздухоочистительное устройство (ВОУ)
предназначено для очистки от пыли и других механических включений циклового воздуха, поступающего из атмосферы в компрессор двигателя, уменьшения эрозионного износа его лопаточного аппарата, а также уменьшения отложений пыли в проточной части компрессора, снижающих экономические показатели двигателя. воу рассчитано на совместную работу с системой подогрева циклового воздуха, работающей по принципу подмешивания горячих выхлопных газов к всасываемому атмосферному воздуху на входе ВОУ. ВОУ состоит из камеры, фильтрующих элементов, короба отсоса пыли, вентиляторов отсоса пыли, патрубков, настила, байпасного клапана и решеток для подогрева циклового воздуха.
Камера ВОУ представляет собой жесткую сварную конструкцию, каркас которой выполнен из профильного проката, а стенки - из листовой стали. На раме камеры установлены вентиляторы и коробы отсоса пыли. Пол камеры выполнено в виде настила из круглых прутков, что обеспечивает минимальное сопротивление цикловому воздуху и доступ для обслуживания установленного оборудования.
На коробах установлены фильтрующие элементы. Фильтрующие элементы представляют собой сужающие камеры с прямоугольным входным окном. Сходящиеся вертикальные листы камеры имеют специальные прорези, через которые атмосферный воздух поступает во входное устройство двигателя.
ВОУ работает по принципу инерционно-жалюзийных сепараторов (рис. 4). Запыленный атмосферный воздух засасывается в фильтрующие элементы через прямоугольные окна в стенках камеры ВОУ. За счет резкого поворота в фильтрующих элементах происходит сепарационное разделение воздушного потока. Запыленный воздух, обладающий большей инертностью, чем чистый, через систему коробов отсасывается двумя вентиляторами и через патрубки выбрасывается в атмосферу. Поток очищенного воздуха, изменив направление в вертикальных листах фильтрующих элементов, поступает через шумоглушители, предназначенные для снижения уровня шума, в осевой компрессор двигателя.
На задней стенке камеры ВОУ размещены два байпасных клапана и дверь, герметично закрывающаяся с помощью маховиков. Байпасный клапан представляет собой два сварных металлических щита прямоугольной формы, установленных на осях и соединенных между собой системой рычагов.
Открываются клапаны автоматически при достижении разрежения в камере ВОУ 80 мм вод.ст. При снижении разрежения до 50 мм вод.ст. клапана закрываются. С наружной стороны на окнах байпасных клапанов установлены металлические сетки.
Решетки для подвода горячих выхлопных газов к фильтрующим элементам ВОУ представляют собой прямоугольные коробы переменного сечения, выполненные из листовой стали, на которых установлены трубы с отверстиями для выхода горячих газов.
Камера засасывания служит для направления очищенного в ВОУ атмосферного воздуха к осевому компрессору двигателя. Всасывающая камера состоит из двух составных частей: камеры и рамы, собираемых при монтаже.
Камера представляет собой цельносварной каркас, выполненный из профильного проката. В проемы каркаса вставлены специальные щиты, заполненные теплоизоляционными звукопоглощающими матами из супертонкого базальтового волокна. Внутренняя сторона щитов обшита перфорированным стальным листом.
В центральном проеме передней стенки камеры установлены двустворчатые ворота, а на противоположной (задней) стенке - одностворчатые ворота внутренние. Ворота служат для закатки и выкатки двигателя при его замене.
На внутренних воротах камеры закреплена лемниската, обеспечивающая направленный поток воздуха к двигателю. Вверху по наружному контуру камеры приварены кронштейны для крепления шумоглушителей всасывающего тракта.
Рама представляет собой цельносварную конструкцию прямоугольной формы, на которую при монтаже устанавливается камера. С наружной стороны к раме приварены цапфы и кронштейны, при помощи которых она крепится к фундаменту. На раме установлены рельсы, предназначенные для выкатки двигателя НК-16СТ.
Блок промежуточный предназначен для формирования равномерного потока воздуха непосредственно перед входным направляющим аппаратом осевого компрессора двигателя. Блок состоит из каркаса, патрубка и проставки, установленных на подвижной раме на стойках.
Каркас блока представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию из профильного проката. К полу каркаса закреплены две балки, по которым осуществляется перемещение двигателя и рамы с патрубком и проставкой. Патрубок круглого сечения выполнен из листовой нержавеющей стали. По патрубку атмосферный воздух подводится к осевому компрессору двигателя. По Функциональному назначению проставка является продолжением патрубка и введена с целью облегчить стыковку патрубка с лемнискатой и диффузором двигателя. Телескопическое соединение проставки с патрубком обеспечивает свободное перемещение проставки вдоль оси.
Рама представляет собой сварную конструкцию, выполненную из горячекатаного швеллера. На раме закреплены стойки, на которых устанавливается патрубок, и опоры для установят проставки. Перемещение рамы по направляющим балкам осуществляется с помощью четырех колес, установленных на специальных кронштейнах, позволяющих поднимать или опускать раму на колесах.
Выхлопное устройство с шумоглушением служит для выброса выхлопных газов и снижения шума выхлопа двигателя НК-16СТ.
Устройство состоит из диффузора, проставки и шумоглушителя. Выхлопное устройство поддерживается опорой.
Диффузор предназначен для плавного уменьшения скорости выхлопных газов и представляет собой цельносварную конструкцию, состоящую из каркаса, внутренние проемы которого заполняются звукопоглощающим материалом. Проставка представляет собой сварную конструкцию и служит для забора выхлопных газов, идущих на обогрев всасывающего тракта.
Шумоглушитель пластинчато-щелевого типа предназначен для снижения уровня шума от выхлопных газов двигателя.
Сварная конструкция шумоглушителя состоит из каркаса, щитов (панелей) и пластин. К внутренним сторонам каркаса крепятся пластины, образующие щели, через которые проходят выхлопные газы,
Пластина имеет обтекаемую форму. Сварной каркас пластины выполнен из гнутых профилей и обшит с двух сторон перфорированным стальным листом. Пространство между листами обшивки заполнено звукопоглощающим материалом.
В проемы каркаса шумоглушителя вставлены и приварены щиты. Каждый щит с наружной стороны обшит стальным листом, а с внутренней - стальным перфорированным листом. Между листами обшивки располагаются звукоизоляционные маты. В выхлопной шахте устанавливаются два шумоглушителя.
Блок маслоохладителей предназначен для охлаждения масла, циркулирующего в системах смазки и уплотнения агрегата.
Компоновка ГПА-Ц-16 предусматривает установку двух блоков маслоохладителей: одного - для охлаждения масла, циркулирующего в системе смазки двигателя НК-16СТ, другого - в системе смазки и уплотнения нагнетателя.
Блок маслоохладителей состоит из поддона с четырьмя опорами, на которых устанавливаются маслоохладители (по два в каждом блоке), По периметру поддона привариваются контейнер блока маслоохладителей, состоящий из каркаса со щитами и жалюзи, а также крыши. В каждом блоке имеется по четыре осевых вентилятора типа 06-300.
В качестве маслоохладителей применены аппараты типа:
АВМ-Г-9-6-БЗ-В ОСТ 26-02-2018-77.
8-8-3
Блок маслоохладителей работает следующим образом: атмосферный воздух вентиляторами блока засасывается и продувается через аппараты АВМ, отбирая тепло с поверхности оребрения труб, а затем подается во внутрь контейнера и через жалюзи выбрасывается в атмосферу. Открытие жалюзи происходит за счет наличия избыточного давления (поддува) в объеме контейнера блока маслоохладителей, создаваемого вентиляторами. Поддержание требуемой температуры масла происходит автоматически при помощи регуляторов температуры и за счет включения или выключения соответствующего вентилятора.
Блок вентиляции предназначен для размещения оборудования, обеспечивающего вентиляцию отсека двигателя турбоблока и просос атмосферного воздуха через маслоохладители при отсутствии электроэнергии.
Блок вентиляции включает каркас, вентиляторы, патрубок и заслонки с гидроприводом, состоящим из гидроцилиндра, гидрораспределителя, соединительных шлангов, системы тяг, компенсатора и переходников.
Каркас блока - это сварная конструкция из профильного проката. В стенке со стороны ВОУ имеется проем для соединения внутреннего пространства блока вентиляции со всасывающим трактом двигателя через гибкий переходник, устанавливаемый при монтаже агрегата. С этим проемом соединен всасывающий патрубок вентилятора, а в свободной части проема установлены специальные заслонки. В проемах противоположной стенки установлены шесть щитов с жалюзи. Проемы каркаса со стороны маслоохладителей свободны.
Вентиляторы служат для подачи очищенного воздуха, отбираемого из шумоглушителя ВОУ, в отсек двигателя. Поворотные заслонки предназначены для открытия или закрытия люка, соединяющего блок вентиляции с всасывающим трактом двигателя. Управление заслонками производится при помощи гидропривода и системы тяг и рычагов.
Схема работы блока вентиляции в нормальном и аварийном (при отсутствии электроэнергии) режимах представлена на рис. 5.
В нормальном режиме работы блока вентиляции 3 воздух из атмосферы засасывается осевыми вентиляторами, проходит через маслоохладители 5 и через жалюзи в блоках вентиляции и маслоохладителей выбрасывается наружу. Жалюзи открыты под воздействием избыточного давления внутри блоков. Заслонки 6 в этом случае закрыты и отсекают блок вентиляции от всасывающего тракта двигателя. Центробежный вентилятор 4 забирает очищенный после ВОУ воздух из шумоглушителя 7 и подает его в отсек двигателя 8. В аварийном режиме работы заслонки поворачиваются на 900 и блок вентиляции соединяется со всасывающим трактом двигателя. Воздух из атмосферы за счет разрежения, создаваемого двигателем в блоках вентиляции и маслоохладителей, просасывается через вентиляторные отверстия, через аппараты воздушного охлаждения масла и затем через открытые заслонки в блоке вентиляции поступает на вход в двигатель. Жалюзи 1 в блоках маслоохладителей и вентиляции при этом закрыты. Вентиляция отсека двигателя в турбоблоке в этом случае осуществляется за счет прососа воздуха из турбоблока через центробежный вентилятор и далее на вход в двигатель. В турбоблоке создается разрежение и атмосферный воздух засасывается в те вентиляционные окна, через которые в нормальном режиме работы агрегата происходит выброс воздуха. В аварийном режиме работы агрегата вентиляция отсека двигателя осуществляется неочищенным воздухом.
Блок маслоагрегатов предназначен для размещения маслоагрегатов и арматуры масляной системы, что позволяет производить их безопасное обслуживание при работе газоперекачивающего агрегата. Блок маслоагрегатов состоит из каркаса сварной конструкции, к которому при помощи специальных прижимов прикреплены щиты (панели). Для вентиляции блока в нем предусмотрен вентилятор.
Блок автоматики служит для размещения приборных щитов и другого оборудования системы автоматики. Блок автоматики состоит из каркаса и крыши. К каркасу при помощи специальных прижимов прикреплены щиты (панели). Крыша служит опорной поверхностью блока маслоохладителей.
Блок фильтров топливного газа предназначен для очистки природного газа от возможных загрязнений в трубопроводах между станционным блоком подготовки топливного газа и входом в двигатель, а также при нарушении работы системы подготовки топливного газа.
Блок состоит из двух фильтров, установленных на раме. Конструкция блока фильтров позволяет включать в работу фильтры как поочередно, так и одновременно оба.
Фильтр топливного газа состоит из корпуса, фильтрующего элемента, каркаса и крышки. Степень фильтрации топливного газа10 мкм.
Блок пожаротушения служит для размещения установки автоматического газового пожаротушения УАГЭ-8, вытяжного вентилятора, арматуры и других устройств. Выход огнегасящего вещества производится через штуцера в боковых стенках отсека.
Автоматическая система пожаротушения обеспечивает пожарную защиту отсеков двигателя и нагнетателя за счет своевременного обнаружения очага загорания и последующего подавления его путем автоматической подачи огнегасящего вещества. В качестве огнегасящего вещества применен хладон 114В2. Полный заряд хладона составляет 480 кг, при этом рабочий и резервный заряды - по 240 кг. Давление хладона в баллонах при температуре 250С составляет 12,5 МПа.
Для обнаружения пожара и выдачи команды в систему управления в отсеках двигателя и нагнетателя установлены соответствующие датчики.
При возникновении пожара в отсеке двигателя автоматика системы пожаротушения выдает команду на выпуск хладона через 5-10с после прохождения сигнала. Эта задержка устанавливается для исключения влияния вентиляции отсека двигателя и выброса воздуха из клапанов перепуска воздуха на процесс тушения пожара.
При возникновении пожара в отсеке нагнетателя команда на выброс хладона происходит немедленно.
Нагнетатель НЦ-16-76
Нагнетатель состоит из следующих основных частей (рис. 6): наружного корпуса 1, который конструктивно представляет собой стальной кованый цилиндр. К цилиндру с внешней стороны приварены стальные кованые патрубки (всасывающий и нагнетательный). К нижней части цилиндра приварены опорные лапы, а в верхней части - опорные лапы под два гидроаккумулятора. В нижней части корпуса параллельно оси нагнетателя выполнены шпоночные пазы для фиксации нагнетателя от поперечных смещений после центровки с ротором свободной турбины двигателя НК-16СТ. С обоих торцов корпус закрыт стальными коваными крышками 11, 18, которые фиксируются в корпусе разрезными стопорными кольцами 14, 10 и кронштейнами 17. Внутри наружного корпуса расположен внутренний корпус 32. К внутреннему корпусу крепится единственная в проточной части горизонтально-разъемная деталь, нижняя часть обратного направляющего аппарата 30. Внутренний корпус состоит из камеру всасывания Б, диафрагмы 31, диффузоров 29, входного направляющего аппарата (НА) 33 и обратного НА 30. В нижней части внутреннего корпуса закреплены ролики, на которых внутренний корпус вкатывается в наружный.
В нагнетателе предусмотрены герметизация и уплотнение внутренних полостей проточной части и торцовых крышек 11, 18, что осуществляется при помощи резиновых уплотнительных колец 2 и 3, а также узла лабиринтного уплотнения.
Конструктивно узел выполнен следующим образом: к торцевой крышке со стороны нагнетателя крепится улитка 28, которая совместно с внутренней частью торцевой крышки образует сборную камеру А с радиальным выходом. К улитке 28 крепится втулка 15, образующая с думмисом 16 лабиринтное уплотнение. Переднее уплотнение рабочих колес и межступенчатое уплотнение также лабиринтного типа. Ротор 5 представляет собой ступенчатый вал с напрессованными на него двумя рабочими колесами 13, 14, думмисом 16 и диском упорного подшипника 28, который крепится на валу ротора при помощи гайки 24. На приводном конце вала расположены детали зубчатой муфты 6. Рабочие колеса паяной конструкции изготовлены из нержавеющей стали и состоят из основного и покрывного дисков. Ротор установлен на двух подшипниках скольжения -опорном 4 и опорно-упорном 27.
Думмис 16 предназначен для уменьшения осевого усилия на опорно-упорный подшипник нагнетателя. Для уменьшения осевых нагрузок на опорно-упорный подшипник полость всасывания Б соединена с задуммисной камерой В внешним трубопроводом. Для выравнивания давления газа в концевых уплотнениях они соединены между собой внешней трубой. После сборки ротор подвергается динамической балансировке. Уплотнение ротора нагнетателя состоит из концевого уплотнения 19, представляющего собой щелевые масляные уплотнения с плавающими кольцами, и лабиринтного уплотнения.
Подшипники крепятся к торцевым крышкам 11, 16 через обоймы уплотнений 19 и закрыты кожухами 8, 26. К кожуху 26 подшипника 27 со стороны нагнетателя крепится блок маслонасосов, который состоит из шестеренчатого насоса 23 системы смазки и трехвинтового насоса 22 системы уплотнения.
Для замера вибрации ротора на торцах подшипников установлены датчик вибрации 7 и датчик осевого сдвига ротора 20.
Система смазки и уплотнения агрегата
Система смазки и уплотнения агрегата включает в себя две автономные системы: смазки и уплотнения нагнетателя; смазки двигателя НК-16СТ.
В каждой системе имеются свои бак, насосы, охладители, фильтры и приборы автоматики.
Система смазки нагнетателя обеспечивает подачу масла для смазки и охлаждения двух опорных и одного упорного подшипников нагнетателя, а также торсионного (промежуточного) вала, передающего вращение от двигателя к нагнетателю.
Система уплотнения предназначена для предотвращения прорыва сжимаемого газа из нагнетателя в контейнер турбоагрегата,
В системе смазки нагнетателя масло забирается из бака (рабочая емкость 3,5 м3)через заборный фильтр основным (шестеренчатым) насосом с приводом от нагнетателя или пусковым насосом (винтовым) с электроприводом и по напорным линиям подается в аппараты воздушного охлаждения. Пройдя через аппараты воздушного охлаждения, масло направляется в регулятор температуры, который поддерживает заданную температуру после себя путем частичного перепуска масла по байпасной линии. Температура настройки 450С. При достижении этой температуры перепуск масла уменьшается и увеличивается подача через аппараты. После регулятора масло подается в фильтры. Охлажденное и очищенное масло поступает в коллектор смазки нагнетателя. Из коллектора часть масла направляется в систему уплотнения, а остальная часть на смазку подшипников нагнетателя и торсионного вала. Регулирование давления в коллекторе производится редукционным клапаном за счет частичного сброса масла в бак. С точек смазки нагнетателя масло сливается в бак. В баке установлены сигнализаторы уровня, предназначенные для контроля и выдачи команды на пополнение бака маслом. Предпусковой разогрев масла в баке производится электронагревателями при включенном пусковом насосе.
Система уплотнения нагнетателя
Масло в систему уплотнения нагнетателя подается основным (винтовым) насосом из системы смазки нагнетателя или пусковым (винтовым) насосом с электроприводом из бака и по напорным линиям направляется в фильтры высокого давления. Из фильтров масло направляется в два проточных гидроаккумулятора, предназначенных для подачи масла в уплотнения при аварийных остановках агрегата. Из гидроаккумуляторов масло направляется в уплотнения нагнетателя и на регуляторы перепада давления РПД 1 и РПД 2. Регуляторы перепада давления поддерживают постоянное превышение давления масла над газом на всех режимах работы агрегата (0,15¸0,2МПа) за счет изменения сброса (слива) части масла, подаваемого в систему уплотнения. В уплотнениях нагнетателя масло разделяется на два потока:
* большая часть масла под действием перепада давления между маслом и атмосферой проходит по зазору между уплотнительными кольцами и ротором в сторону свободного слива, где смешивается с маслом, отводимым от подшипников и сливается в бак;
* меньшая часть масла под действием перепада давления между маслом и газом проходит по зазору между уплотнительными кольцами и ротором в сторону газовой полости нагнетателя, смешиваются в камере "масло-газ" с газом и под давлением направляется в маслоотводчики. В маслоотводчике масло частично освобождается от газа, а затем направляется в дегазатор, где окончательно освобождается от газа, и без давления сливается в бак. Газ из дегазатора выбрасывается в атмосферу по трубке суфлирования.
Пусковые насосы предназначены для создания давления в системе смазки и уплотнения нагнетателя во время пуска и остановки агрегата, а также при подготовке системы к запуску. Отключение пусковых насосов производится при достижении рабочих параметров основными насосами по оборотам двигателя НК-16СТ.
Система обогрева ГПА
Система обогрева предназначена для разогрева агрегата в холодное время года перед пуском и для обеспечения нормальных температурных условий для работы приборов и оборудования, установленных в отсеках агрегата. Обогрев агрегата осуществляется горячим воздухом, отбираемым от работающего двигателя НК-16СТ за компрессором высокого, давления (T= 280 0С, Р = 1,0 МПа). Отбираемый от двигатели горячий воздух поступает в станционную систему обогрева, которая объединяет в единую сеть системы обогрева всех агрегатов, установленных на КС. Из станционной системы горячий воздух подводится к каждому ГПА для обогрева блока маслоагрегатов, отсека двигателя и нагнетателя, передней опоры двигателя и дозатора газа ДГ-16. На трубопроводе отбора воздуха от двигателя установлены обратный клапан и вентиль для предотвращения обратного течения воздуха из станционной сети в неработающий двигатель.
В блоке автоматики и блоке пожаротушения для обеспечения необходимых температурных условий работы приборов (не ниже 180С) на трубопроводах обогрева установлены регуляторы температуры РТ-П25-1.
Обогрев ГПА при отсутствии в станционной сети горячего воздуха производится от моторных подогревателей типа УМП-350.
Система подогрева циклового воздуха
Система подогрева циклового воздуха предназначена для предотвращения обледенения всасывающего тракта двигателя НК-16СТ в диапазоне температур атмосферного воздуха от +40С до -100С. Подогрев циклового воздуха осуществляется за счет подачи на вход воздухоочистительного устройства горячих газов из выхлопной шахты агрегата.
Горячие газы эжектируются сжатым воздухом компрессора низкого давления двигателя. После выравнивания потока в камере смешения эжектора смесь подается в общий коллектор. Затем горячая газовоздушная смесь направляется на распределительную решетку, установленную на входе в воздухоочистительное устройство.