1. Охранные краны (краны №19, 21 - СОК и ЮОК) – установлены на входном и выходном участке газопровода, служат для отсечения КЦ с двух сторон. При работе КЦ открыты, закрываются при аварийном и плановом останове КЦ. Управляются с ГЩСУ "дистанционно", "местно" или вручную.
2. Кран № 20 – делит газопровод на высокую и низкую сторону. При работе КЦ закрыт. Открывают его, когда КЦ не работает. Служит для прохода газа по газопроводу мимо КЦ. Управляется с ГЩСУ, местное и ручное управление.
3. Свечные краны крана № 20 – служат для стравливания газа с магистрального газопровода до и после крана № 20, также для заполнения участка газом до и после крана.
4. Кран № 7 – установлен на всасывающем шлейфе КЦ, при работе КЦ кран открыт, закрывается для предотвращения поступления газа в обвязку КЦ. Управляется "автоматически" при включении ключа А.О. цеха, с ГЩСУ, местное и ручное управление.
5. Байпас крана № 7 – служит для заполнения КЦ газом, установлен на обводной линии крана №7, при работе КЦ закрыт. Управляется с места или вручную.
6. Дроссель за байпасом крана № 7 – служит для ограничения потока газа при заполнении контура КЦ.
7. Кран № 8 – установлен на выходном шлейфе КЦ, обвязка и управление аналогично крану № 7, при работе КЦ открыт, закрывается для предотвращения поступления газа со стороны газопровода.
8. Краны № 17, 18 – свечные краны, служат для стравливания газа из обвязки КЦ, при работе КЦ краны закрыты, управление: авт., дист., местн., ручное.
9. Байпасный кран АВОГ – при работе АВОГ закрыт, открывают кран для перепуска газа мимо АВОГ, когда необходимо отключение АВОГ (низкая темп-ра, ремонтные работы). Имеется только ручное управление.
10. Обратные клапаны за АВОГ – служат для предотвращения перетока газа со стороны выходного шлейфа, в сторону входа при переводе цеха на "кольцо".
11. Кран № 36 – установлен между всасывающим и нагнетающим шлейфами, предназначен для работы агрегатов на большое станционное кольцо через АВОГ. При работе КЦ кран закрыт. Открывают кран при повышении давления газа на выходе КЦ, помпаже нагнетателя , для прогрева пылеуловителей и ликвидации гидратных пробок. Управляется с ГЩСУ, местного и ручного управления.
12. Кран № 36 р – служит для регулирования режима работы КЦ, при работе КЦ закрыт. Имеет только "дистанционное" и "местное" управление. Открытие 36р дает на вход 0,2-0,3 кгс/см2.
13. Кран № 36 Д – служит для ограничения потока газа при работе КЦ на станционное кольцо (при открытом кране №36), создает необходимое сопротивление для обеспечения минимальной степени сжатия 1,18 (если настроить на 1,10 – вентиляторный режим, а если на 1,21 – т/а будут практически в трассе).
14. Кран № 16 – установлен между всасывающим и нагнетающим коллектором, имеется перемычка с краном и обратным клапаном, которая может пропускать газ в сторону нагнетающего коллектора. Предназначена для заполнения и продувки цеховой обвязки со входного шлейфа байпаса крана № 7, а также стравливания газа с обвязки КЦ, через кран № 18.
Для удаления конденсата в пониженных участках подземного трубопровода КЦ применяются специальные свечи – дрипы, которые врезаются в нижнюю часть трубы.
15. Обратные клапана перед кранами № 2, 6 – предотвращают обратный переток газа из выходного коллектора при выводе ГПА на "кольцо" и при отказе в работе крана № 2. Перед краном № 6, предотвращает обратный переток газа из коллектора малого "кольца", при наличии других ГПА работающих на "кольцо". На обратных клапанах имеется байпас для стравливания газа из участка между обратными клапанами и запорной арматурой при ревизии.
16. Краны № 1, 2 – отсекающие краны, перекрывают вход и выход газа из нагнетателя.
17. Кран № 4 – байпас крана № 1, предназначен для продувки и заполнения контура нагнетателя перед пуском.
18. Кран № 5 – свечной, для стравливания газа из контура нагнетателя, для продувки при заполнении контура ЦН.
19. Кран № 6 – служит для работы агрегата на малое станционное кольцо, при пуске, загрузке и разгрузке агрегата.
20. "Моквелд" (АПК) – предназначен для предотвращения помпажного режима работы ГПА, предотвращает помпаж нагнетателя.
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ГАЗОМ КОНТУРА
КОМПРЕССОРНОГО ЦЕХА.
Заполнение контура КЦ газом относится к газоопасным работам, выполняемым по наряду-допуску.
Открываем байпас крана № 7 и продуваем коллектор КЦ с давлением газа 1 кг/см2 , газ заполняет коллектор по мере выхода из свечных труб. Продувка считается законченной, если объёмная доля кислорода в коллекторе КЦ составляет менее 2 %. После чего начинаем закрывать свечи в порядке очереди по ходу газа, кран № 17, свечные краны пылеуловителей, свечи продувочных перьев ( входной, выходной, коллектор крана № 6), свечные краны АВОГ, кран № 18.
Затем повышается давление газа в коллекторе до 10 кг/см2, проверяется герметичность трубопроводов, арматуры, отсутствие утечек газа. Дальнейшее заполнение контура производится также в ступенчатом режиме по указанию ответственного лица. При наборе полного давления открываем байпас крана № 8. Уравнивается давление перед краном № 8 и обратными клапанами за АВОГ, после чего открываем кран № 8 и закрываем кран № 16, открываем кран № 7.
При давлении в коллекторе 10 кг/см2 необходимо произвести продувку перьев, т.к. только при этом давлении возможно качественное опорожнение их.
ПОРЯДОК АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ КЦ.
Аварийную остановку цеха (отдельного турбоагрегата) производит сменный персонал в случае аварии, а также при угрозе взрыва или быстрого распространения огня. Порядок остановки следующий:
- останавливаются работающие ГПА.
- закрываются краны № 1,2,6 газ прекращает поступать в нагнетатель.
- открывается кран № 5 газ стравливается с контура нагнетателя.
- закрываются краны № 7,8 прекращается подача газа в шлейф и в "гитару" из магистрали.
- открываются краны № 17,18 газ стравливается со шлейфов и с "гитар".
- открывается кран № 20 газ транспортируется по магистрали, минуя КЦ.
Примечание: открытие крана № 20, производить только после открытия байпаса и выравнивания давления.
Компрессорная станция - неотъемлемая и составная часть магистрального газопровода, обеспечивающая транспорт газа с помощью энергетического оборудования, установленного на КС. Она служит управляющим элементом в комплексе сооружений, входящих в магистральный газопровод. Именно параметрами работы КС определяется режим работы газопровода. Наличие КС позволяет регулировать режим работы газопровода при колебаниях потребления газа, максимально используя при этом аккумулирующую способность газопровода.
В состав основного оборудования входит: 1 - узел подключения КС к магистральному газопроводу; 2 - камеры запуска и приема очистного устройства магистрального газопровода; 3 - установка очистки технологического газа, состоящая из пылеуловителей и фильтр сепараторов; 4- установка охлаждения технологического газа; 5- газоперекачивающие агрегаты; 6 - технологические трубопроводы обвязки компрессорной станции; 7 - запорная арматура технологических трубопроводов обвязки агрегатов; 8 - установка подготовки пускового и топливного газа; 9-установка подготовки импульсного газа; 10 - различное вспомогательное оборудование; 11 - энергетическое оборудование; 12 - главный щит управления и система телемеханики; 13 - оборудование электрохимической защиты трубопроводов обвязки КС.
На магистральных газопроводах различают три основных типа КС: головные компрессорные станции, линейные компрессорные станции и дожимные компрессорные станции.
Головные компрессорные станции (ГКС) устанавливаются непосредственно по ходу газа после газового месторождения. По мере добычи газа происходит падение давления в месторождении до уровня.когда транспортировать его в необходимом количестве без компремирования уже нельзя. Поэтому для поддержания необходимого давления и расхода строятся головные компрессорные станции. Назначением ГКС является создание необходимого давления технологического газа для его дальнейшего транспорта по магистральным газопроводам. Принципиальным отличием ГКС от линейных станций является высокая степень сжатия на станции, обеспечиваемая последовательной работой нескольких ГПА с центробежными нагнетателями или поршневыми газомото-компрессорами. На ГКС предъявляются повышенные требования к качеству подготовки технологического газа.
Линейные компрессорные станции устанавливаются на магистральных газопроводах, как правило, через 100-150 км. Назначением КС является компремирование поступающего па станцию природного газа. с давления входа до давления выхода, обусловленных проектными данными. Тем самым обеспечивается постоянный заданный расход газа п( ' магистральному газопроводу. В России строятся линейные газопроводы в основном на давление Р^ =5,5 МПа и Р^ =7,5 МПа.
Дожимные компрессорные станции (ДКС) устанавливаются на подземных хранилищах газа (ПХГ). Назначением ДКС является подача газа в подземное хранилище газа от магистрального газопровода и отбор природного газа из подземного хранилища ( как правило, в зимний период времени) для последующей подачи его в магистральный газопровод или непосредственно потребителям газа. ДКС строятся также на газовом месторождении при падении пластового давления, ниже давления в магистральном трубопроводе. Отличительной особенностью ДКС от линейных КС является высокая степень сжатия 2-4, улучшенная подготовка технологического газа ( осушители, сепараторы, пылеуловители), поступающего из подземного хранилища с целью его очистки от механических примесей и влаги, выносимой с газом.