Назначение и устройство блока подготовки топливного и пускового газа (БПТПГ)
Система топливного и пускового газа предназначена для подготовки и подачи газа с требуемым давлением и необходимом количестве к ГПА, с целью использования его в качестве топлива и для запуска. Система топливного и пускового газа должна в себя включать:
Ø Регуляторы давления,
Ø Трубопроводы и коллекторы с продувочными и дренажными устройствами,
Ø Запорную предохранительную арматуру,
Ø Расходомерное устройство для замера расхода газа на каждый агрегат и по цеху в целом,
Ø Свечи для стравливания газа из системы,
Ø Сепараторы газа с продувочными устройствами,
Ø Подогреватели газа (для повышения надежности работы регуляторов).
Топливный газ, поступающий в КС ГПА, не должен содержать тяжелых углеводородов в виде жидких фракций и не должен образовывать твердых отложений (кристаллогидратов).
Газ, пройдя сепараторы высокого давления (С1), где происходит отделение влаги и твердых частиц, поступает к подогревателям газа (ПГ-1) и далее в блок подготовки топливного и пускового газа, где происходит дополнительная очистка в фильтрах и редуцирование до необходимого давления. После БПТГ топливный газ поступает в сепараторы низкого давления (С-2), где происходит окончательная очистка, и далее – в коллектор топливного газа, из которого отбирается на агрегаты при открытие крана № 12. Пусковой газ после БПТПГ поступает в коллектор пускового газа, из которого отбирается на агрегаты при открытии крана №11.
Регуляторы давления РДУ-80, резервирование, защита, сигнализация
Назначение
Регулятор давления рду-80 предназначен для снижения и автоматического поддержания давления газа "после себя" на заданном значении.
Устройство
Регулятор давления состоит из трех составных частей: исполнительного устройства, усилителя и редуктора перепада.
Исполнительное устройство является конечным звеном системы автоматического регулирования. При перемещении затвора изменяется проходное сечение исполнительного устройства, а следовательно, и количество проходящего газа. Это обеспечивает поддержание выходного давления на заданном значении при колебании газопотребителя или выходного значения.
Перемещение затвора происходит за счет изменения управляющего давления, поступающего на привод исполнительного устройства от усилителя. Усилитель непрерывно измеряет величину выходного давления, сравнивает ее с заданной при настройке и в случае отклонения выходного давления от заданного значения, изменяет управляющее давление. Для питания усилителя используется энергия входного давления.
Редуктор перепада давления предназначен для снижения высокого давления и поддержания постоянного перепада между давлением питания усилителя и входным давлением
Исполнительное устройство состоит из корпуса 1, крышки 9, мембранного привода 4, затвора 2, возвратной пружины 3, седла 8 и кожуха 13. Седло размещено во внутренней полости крышки на ребрах 12. Для обеспечения герметичности исполнительного устройства винтом 10 к седлу крепится капролоновая (медная, алюминиевая) прокладка 11.
Затвор 2 выполнен в виде тонкостенной трубы и связан с мембранным приводом 4 с помощью диска 5 и двух шайб 6 и 7. В исходном положении затвор прижимается к седлу возвратной пружиной 3. В полость "А" привода через отверстие "Б" подается выходное давление, а в полость "В" через отверстие "Г" подается управляющее давление (от усилителя). Отверстие "Д" во фланце корпуса служит для подачи входного давления к редуктору.
Усилитель состоит из корпуса 2, верхней крышки 1, колпачка 6 и нижней крышки 8, в которых собраны 3 с отверстием "Г" для прохода газа, клапан двойного действия 7, регулировочный винт 4, нагружающая пружина 5, возвратная пружина 9 и подающее седло 10. Натяг пружины 5 создается вращением регулировочного винта 4. Изменение нагрузки возвратной пружины создается винтом 11. Через отверстие "В" газ питания, поступающий о г редуктора, подается па усилитель, а через отверстие "Б в корпусе 2 управляющее давление подается на привод исполнительного устройства, в контрольную камеру "А" поступает регулируемое давление из выходного трубопровода.
Редуктор перепада состоит из корпуса 1, седла 2, клапана 3, пружины 4 и крышки 5. Газ входного давления через отверстие "А" поступает в полость "Б", проходит через зазор, образуемый клапаном 3 и седлом 2, редуцируется и идет на питание усилителя. Величина давления газа питания зависит от усилия сжатия пружины 4 и превышает выходное давление, которое подается в полость "В" редуктора на 0,2 - 0,3 МПа.
Принцип работы регулятора
Газ высокого давления из подводящего газопровода компрессорной станции поступает в полость затвора исполнительного устройства, проходит через зазор, образуемый затвором 2 и седлом 8, и редуцируется. Величина выходного давления устанавливается настройкой усилителя, отклонение выходного давления, возникающее в результате изменения газопотребления или выходного давления, воспринимается чувствительным элементом усилителя (поршнем) и с помощью клапанного устройства усилителя преобразуется в пневматический сигнал (повышение или понижение управляющего давления), поступающий в полость "В" привода исполнительного устройства.
Процесс автоматического поддержания выходного давления в заданных пределах осуществляется следующим образом: повышение выходного давления вызывает перемещение поршня 3 усилителя вверх за счет нарушения равновесия действующих на него сил - усилия пружины 5 с одной стороны, и выходного давления - с другой. При этом поршень 3 отходит от клапана 7, что приводит к стравливанию некоторого количества газа из полости "Б" усилителя и полости "В" привода исполнительного устройства. Управляющее давление понизится, и затвор 2 под действием возвратной пружины 3 пойдет на закрытие. В результате этого расход газа через регулятор уменьшается, что приводит к восстановлению величины выходного давления в заданных пределах. При уменьшении выходного давления регулятор работает в обратном порядке.
Порядок проверки резервирования регуляторов давления топливного газа
-Проверить положение кранов на входе и выходе из регуляторов давления. Краны должны находиться в открытом положении.
-Проверить давление топливного газа (Ртг) по показаниям манометров:
- на манометровых панелях работающих ГПА;
- на выходе из сепараторов газа низкого давления (СГНД);
- на выходе из регуляторов топливного газа (в БПТПГ).
-Произвести плавное снижение давления топливного газа на основной линии редуцирования до тех пор, пока не вступит в работу регулятор резервной линии, (не ниже 22,5 кг/см2 ). Контроль снижения давления топливного газа производить по манометру на выходе регулятора и на стойке ШКС-04М (ЩКУ-06) учитывая погрешность показаний.
-На основном регуляторе давления, оснащенном задатчиком давления, необходимо снизить давление регулировочным винтом, вращая его против часовой стрелки.
-На основном регуляторе давления, оснащенном баллоном, необходимо сбрасывать давление с помощью сбросного вентиля.
-При снижении давления топливного газа ниже 23 кг/см2 необходимо усилить контроль за оборотами двигателя НК-16-18СТ ГПА (Пнд и Пст), т.к. возможны самопроизвольные изменения режимов работы ГПА.
-В случае, если давление топливного газа снизилось до 22,5 кг/см2 (и ниже), а резервный регулятор не вступил в работу, необходимо регулировочным винтом, плавно вращая его по часовой стрелке, или вентилем подачи газа в баллон добиться включения в работу резервного регулятора.
-ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить проверку работы регуляторов давления топливного газа закрытием кранов.
-По окончании проверки необходимо включить в работу основной регулятор (регулировочным винтом, вращая его по часовой стрелке, или увеличением давления на баллоне вентилем подачи газа). Выходное давление топливного газа выставить по манометру, установленному после регулятора давления газа.
-Результаты проверки отметить в акте проверки работоспособности систем АиМ.
Сигнализация
- при имитации отклонения давления топливного газа более 26,5 кгс/см2 или менее 23,2 кгс/см2 на ГЩУ проходит сигнал «Отклонение давления топливного газа»;