Осевой компрессор 15-ти ступенчатый

Очищенный  воздух  направляется  в  осевой  компрессор.  Входная  часть компрессора  имеет  форму  колокола  с  зауженной  внутренней  частью.  Такая форма входного тракта помимо его плавности исключает опасность локального эрозионного подреза корневой части пера рабочих лопаток осевого компрессора.

Воздух сжимается в шестнадцати (пятнадцати для ГТК-10И (ИР)) ступенях рабочих лопаток и в восемнадцати ступенях статорных лопаток. Две последние ступени статорных лопаток служат для спрямления потока на входе в камеры сгорания.

Статор компрессора имеет горизонтальный и вертикальный технологические разъемы и состоит из входного и выходного корпусов. Во входном корпусе  крепятся  входные  направляющие  лопатки  и первые  шесть  ступеней  спрямляющих лопаток. Входной корпус является основным опорным узлом компрессора. Он привинчен болтами к передней опоре газотурбинной установки.

Нижняя часть входного корпуса служит опорой для подшипника № 1 и связанных с ним питающего и сливного маслопроводов.

На задней стороне выходного корпуса имеются шесть лап, которыми выходной корпус компрессора крепится к охватывающему кольцу. Эти лапы так же служат опорой для внешнего корпуса подшипника № 2. К внешнему корпусу подшипника крепится лабиринтное уплотнение для предотвращения утечек воздуха высокого давления из компрессора в полость подшипника № 2 и опорное кольцо соплового аппарата первой ступени турбины.

Ротор турбокомпрессора набирается из дисков, сопряженных  в  центре  и  стянутых  на  среднем  радиусе  двенадцатью прецизионными болтами.

На  переднем  полувалу  ротора   выполнены  упорный  диск  и  шейки  для опорно-упорного подшипника № 1 и для масляных и воздушных уплотнений.

На переднем конце полувала крепятся зубчатое колесо датчика скорости ТВД и полумуфта для передачи мощности на вспомогательный редуктор агрегата.

Задний полувал выполнен полым. Внутрь полувала подается воздух для охлаждения рабочего колеса первой ступени турбины, отобранный через радиальные отверстия за пятнадцатой ступенью осевого компрессора. На полувалу также имеются шейки опорного подшипника № 2 и масляные уплотнения подшипника. В периферийной части диски разделены осевым зазором, создающим эффект  аэродемпфирования  и  устраняющим  передачу  колебаний  от  одного диска к другому.

Сборку  и  разборку  такого ротора  осуществляют  вертикально.  Диски насаживают последовательно один за другим. Каждую рабочую лопатку, изготовленную методом горячего выдавливания (экструзии), устанавливают с натягом  в  осевом  пазу,  выполненном  в  форме  «ласточкиного  хвоста».

Поэтому, чтобы заменить рабочую лопатку промежуточной ступени, требуется разобрать ротор до соответствующей ступени.

Направляющие лопатки набирают в общий для каждой ступени паз и стопорят  от  выпадения  в  горизонтальном  разъеме  корпуса  компрессора. 

Корпус компрессора помимо присоединительных фланцев имеет вертикальный разъем в районе седьмой ступени. За десятой ступенью рабочих лопаток компрессора в корпусе выполнена кольцевая камера отбора воздуха, используемого для охлаждения статора и ротора СТ и уплотнения подшипников. За последней пятнадцатой ступенью рабочих лопаток в роторе профрезерованы радиальные пазы для прохода воздуха к центру для охлаждения диска ТВД. Диск ТВД соединен с ротором осевого компрессора при помощи короткого вала. Головки болтов на диске утоплены для уменьшения вихревых потерь.