Стандарты технических резьб в импортных ГПА

Для того, чтобы квалифицированно проводить ремонт ГПА зарубежного производства,  ремонтный  персонал  должен  уметь  пользоваться  технической документацией  фирм-изготовителей  агрегатов.  Приведем  некоторые  сведения о  технических  стандартах,  принятых  в  странах  являющихся основными  поставщиками  газоперекачивающего  оборудования,  эксплуатирующегося  на компрессорных станциях магистральных газопроводов.

В технике США, Великобритании широко применяется дюймовая система измерения линейных размеров. Основной единицей измерения в данной системе является дюйм, равный 25,4мм. Дюйм обозначается в чертежах и другой технической документации знаком ”. В нормальном ряду размеров, принятом в дюймовой системе измерений, размеры, расположенные в промежутке между целыми дюймами, образуются по формуле К/2n, где К и n – целые числа, причем целая часть дюйма отделяется от дроби, например, 1/4” ; 5/32”. Кроме того,  в  практике  измерений  широко  используются  десятые,  сотые,  тысячные  и так далее доли дюйма.

Одна тысячная доля дюйма называется «мил», в милах часто  измеряется  амплитуда  вибрации.  В  технической  документации  может встречаться еще одна единица измерения. Она называется «футом». 1 фут равен 12” или 304,8 мм и обозначается знаком ’.

В агрегатах зарубежного производства преобладают крепежные изделия с  резьбой,  изготовленной  по  техническим  стандартам  США.  В  обозначение резьбы на чертежах и другой документации входит наружный диаметр резьбы, выраженный в дюймах; число ниток резьбы на 1” длины нарезки (шаг резьбы); тип резьбы. В агрегатах используется в основном резьба трех типов:

  • основная с крупным шагом, обозначаемая UNC;
  • основная с мелким шагом, обозначаемая UNF;
  • восьмипитчевая, обозначаемая UN.

Восьмипичевая резьба используется только для крепежных изделий турбоблока агрегатов ГТК-10И и ГТК-25И для резьб диаметром свыше 1” и имеет 8 ниток на 1” длины. Угол нарезания американской национальной резьбы равен 60°, наружный диаметр резьбы совпадает с наружным диаметром дюймовой резьбы по ОСТ НКТП 1260.

Основным типом крепежных изделий, применяемых для соединения деталей турбоблоков, являются болты и винты с шестигранным отверстием «под ключ» (диаметры резьб таких болтов приведены в таблице 2).

Таблица 2 – Диаметры резьбы болтов

 Таблица стандартов резьб газоперекачивающих агрегатов

При  проведении  комплектации  крепежных  изделий  перед  сборкой  ГТУ следует учесть, что на головках болтов обычно имеется маркировка, обозначающая  допустимую  температуру  применения  болта,  а  также  максимальный предел прочности материала, из которого они изготовлены.

Для  предотвращения  самоотварачивания  крепежных  изделий,  расположенных внутри корпусов, в зарубежных ГПА широко используются самоконтрящие  винтовые  вставки  «Хели-Койл».  Эта  вставка  представляет  собой  пружину из проволоки ромбического сечения с острым углом 60º.

Пружина навивается  с  шагом, равным шагу  резьбы болта, для которого  она предназначена,внутренний  диаметр  пружины  равен  внутреннему  диаметру  резьбы  соответствующей гайки. Два средних витка вставки обжимаются таким образом, что в плане  они  имеют  форму  шестиугольника. 

При  заворачивании  болта  за  счет разжатия  этих  витков  в  резьбовой  паре  появляется  повышенный  момент  трения, создающий эффект контровки соединения. Вставки «Хели-Койл» используются также как средство ремонта резьбы при обрыве болтов. Обломок болта при  этом  высверливается,  и  в  отверстии  нарезается  специальная  резьба  для вворачивания вставки. Метчики для нарезания этой резьбы имеют маркировку «Хели-Койл». На них также указывается диаметр резьбы ремонтируемого соединения.