Для того, чтобы квалифицированно проводить ремонт ГПА зарубежного производства, ремонтный персонал должен уметь пользоваться технической документацией фирм-изготовителей агрегатов. Приведем некоторые сведения о технических стандартах, принятых в странах являющихся основными поставщиками газоперекачивающего оборудования, эксплуатирующегося на компрессорных станциях магистральных газопроводов.
В технике США, Великобритании широко применяется дюймовая система измерения линейных размеров. Основной единицей измерения в данной системе является дюйм, равный 25,4мм. Дюйм обозначается в чертежах и другой технической документации знаком ”. В нормальном ряду размеров, принятом в дюймовой системе измерений, размеры, расположенные в промежутке между целыми дюймами, образуются по формуле К/2n, где К и n – целые числа, причем целая часть дюйма отделяется от дроби, например, 1/4” ; 5/32”. Кроме того, в практике измерений широко используются десятые, сотые, тысячные и так далее доли дюйма.
Одна тысячная доля дюйма называется «мил», в милах часто измеряется амплитуда вибрации. В технической документации может встречаться еще одна единица измерения. Она называется «футом». 1 фут равен 12” или 304,8 мм и обозначается знаком ’.
В агрегатах зарубежного производства преобладают крепежные изделия с резьбой, изготовленной по техническим стандартам США. В обозначение резьбы на чертежах и другой документации входит наружный диаметр резьбы, выраженный в дюймах; число ниток резьбы на 1” длины нарезки (шаг резьбы); тип резьбы. В агрегатах используется в основном резьба трех типов:
- основная с крупным шагом, обозначаемая UNC;
- основная с мелким шагом, обозначаемая UNF;
- восьмипитчевая, обозначаемая UN.
Восьмипичевая резьба используется только для крепежных изделий турбоблока агрегатов ГТК-10И и ГТК-25И для резьб диаметром свыше 1” и имеет 8 ниток на 1” длины. Угол нарезания американской национальной резьбы равен 60°, наружный диаметр резьбы совпадает с наружным диаметром дюймовой резьбы по ОСТ НКТП 1260.
Основным типом крепежных изделий, применяемых для соединения деталей турбоблоков, являются болты и винты с шестигранным отверстием «под ключ» (диаметры резьб таких болтов приведены в таблице 2).
Таблица 2 – Диаметры резьбы болтов
При проведении комплектации крепежных изделий перед сборкой ГТУ следует учесть, что на головках болтов обычно имеется маркировка, обозначающая допустимую температуру применения болта, а также максимальный предел прочности материала, из которого они изготовлены.
Для предотвращения самоотварачивания крепежных изделий, расположенных внутри корпусов, в зарубежных ГПА широко используются самоконтрящие винтовые вставки «Хели-Койл». Эта вставка представляет собой пружину из проволоки ромбического сечения с острым углом 60º.
Пружина навивается с шагом, равным шагу резьбы болта, для которого она предназначена,внутренний диаметр пружины равен внутреннему диаметру резьбы соответствующей гайки. Два средних витка вставки обжимаются таким образом, что в плане они имеют форму шестиугольника.
При заворачивании болта за счет разжатия этих витков в резьбовой паре появляется повышенный момент трения, создающий эффект контровки соединения. Вставки «Хели-Койл» используются также как средство ремонта резьбы при обрыве болтов. Обломок болта при этом высверливается, и в отверстии нарезается специальная резьба для вворачивания вставки. Метчики для нарезания этой резьбы имеют маркировку «Хели-Койл». На них также указывается диаметр резьбы ремонтируемого соединения.