Характеристика ГПА типа ГТК

Газоперекачивающие агрегаты ГТК-10И и ГТК-10ИР, эксплуатирующиеся в газовой  промышленности  Российской Федерации,  производятся  различными  фирмами-производителями  с  газотурбинными  установками  серии  MS-3002  и  MS-5002  соответственно.  Газоперекачивающие  агрегаты   предназначены  для  сжатия  природного  газа  в  магистральных  трубопроводах.  При  модернизации  газотурбинной установки с переводом на регенеративный цикл (с рекуператором фирмы  «Nuovo  Pignone»),  ГПА  имеют  маркировку  ГТК-10ИР  и  ГТК-25ИР. Полнокомплектный агрегат, изготавливаемый для регенеративного цикла, имеет марку ГТНР-25И. Характеристики ГПА представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Технические характеристики агрегатов ГПА типа ГТК и ГТНР

 Характеристики газоперекачивающих агрегатов импортного производства

Существуют следующие комплектации ГПА по фирмам-производителям ГТУ-ЦБН:

ГТК-10И (ИР) (Модель всех ГТУ – MS3142J):

  • «AEG-Kanis» – «Nuovo Pignone» (PCL-802/24);
  • «AEG-Kanis» – «Demag» (655P2);
  • «Hitachi» – «Ingersoll-Rand» (CDP-224);
  • «Hitachi» – «Nuovo Pignone» (PCL-802/24);
  • «General Electric» – «Nuovo Pignone» (PCL-802/24);
  • «General Electric» – «Cooper Bessemer» (RF2BB-30);
  • «General Electric» – «Ingersoll-Rand» (CDP-224);
  • «John Brown» – «Nuovo Pignone» (PCL-802/24); «Nuovo Pignone» – «Nuovo Pignone» (PCL-802/24, PCL-605).

ГТК-25И (ИР):

  • «AEG-Kanis» (MS5352В(R)) – «Creusot Loire» (RF2BB36);
  • «John Brown» (MS5322(R)) – «Dresser-Clark» (757P2);
  • «Nuovo Pignone» (MS5322(R)) – «Nuovo Pignone» (PCL-1002/40, PCL-804-2/36").

ГТНР-25И:

  • «Nuovo Pignone» (MS5322В(R)) – «Nuovo Pignone» (PCL-804-2/36"/В);
  • «Nuovo Pignone» (MS5322С(R)) – «Nuovo Pignone» (PCL-804-2/36"/С).

Компановка вышеперечисленных ГПА идентична.

В ГПА входит следующее основное оборудование:

  1. двухвальная газовая турбина (поз. 3);
  2. центробежный нагнетатель (поз. 5);
  3. воздухозаборная камера ГПА (поз. 1) с системами подготовки циклового воздуха и шумоглушения, антиобледенительная система (поз. 8) с регулирующим клапаном (поз. 9);
  4. выхлопная система с двумя рекуператорами (поз. 16) (для ГТК-10ИР – с одним) и котлом-утилизатором (поз. 17);
  5. сбросные клапаны VA BB1,2 (поз. 18);
  6. блок очистки  уплотнительного  масла  нагнетателя  (поз.  13)  (им  оборудованы не все вышеперечисленные ГПА);
  7. блок системы углекислотного пожаротушения (поз. 7);
  8. блок-бокс системы вентиляции и обогрева укрытия агрегата (поз. 19);
  9. дренажная емкость (поз. 21) с системой дренажных трубопроводов;
  10. аппарат воздушного охлаждения (АВО) этиленгликоля (поз. 12);
  11. блок насосов этиленгликоля (поз. 11);
  12. блок вентиляторов наддува турбины (поз. 2);
  13. отсек вспомогательных устройств турбины (поз. 6);
  14. блок входных кранов, в состав которого входят шаровые краны № 1 и № 4 с дистанционным управлением и два ручных шаровых крана;
  15. блок выходных кранов с дистанционным управлением, в состав которого входят шаровой кран № 2, шаровой кран № 5, антипомпажный кран № 6 (перед  главным  нагнетательным  краном  №  2  и  антипомпажным  краном  №  6 со стороны нагнетателя расположены обратные клапаны и свечи с ручными кранами, за краном № 6 расположен ручной кран № 6а, который при работе агрегата должен быть открыт);
  16. блок топливного и пускового газа;
  17. щиты управления турбины и компрессора;
  18. щит управления электродвигателями агрегата;
  19. щит систем пожаротушения и газообнаружения.

Все  газоперекачивающие  агрегаты  устанавливаются  в индивидуальных защитных зданиях-укрытиях, которые относится по взрывоопасности к классу В-1а (ГТК-10И могут располагаться в цехах).

Газотурбинная установка дополнительно помещается в специальный герметичный контейнер. Контейнер оснащен индивидуальными системами вентиляции, обогрева, пожаротушения и разделен на три отсека: блок вспомогательных механизмов, турбинный и выхлопной.

Газоперекачивающий  агрегат  оснащен  следующими  вспомогательными системами, необходимыми для обеспечения его работоспособности на всех режимах:

  • система управления, сигнализации и защиты;
  • система смазочного масла;
  • система масла защиты;
  • система гидравлического масла;
  • система подачи охлаждающей жидкости;
  • система охлаждающего и уплотняющего воздуха;
  • топливная система;
  • система антиобледенения;
  • система контроля вибрации и осевого сдвига нагнетателя;
  • котел-утилизатор;
  • система защиты нагнетателя от помпажа;
  • система электроснабжения агрегата;
  • система пожаротушения углекислым газом.