Эксплуатация ГПА-Ц-16

 

1.1Агрегат ГПА-Ц-16 полностью автоматизированный устанавливается в контейнерах и может эксплуатироваться  при температуре окружающего воздуха от “-55” до “+45” град. С.

 

Агрегат состоит из отдельных функционально выполненных блоков и сборочных единиц полной заводской готовности, стыкуемых между собой на месте эксплуатации.

 

1.2 В состав ГПА –Ц-16 входят:

 

·         турбоблок;

 

·         воздухоочистительное устройство (ВОУ);

 

·         шумоглушители всасывающего тракта;

 

·         всасывающая камера;

 

·         промежуточный блок;

 

·         блок вентиляции;

 

·         два блока маслоохладителей;

 

·         выхлопной диффузор;

 

·         выхлопная шахта;

 

·         шумоглушители выхлопного тракта;

 

·         опора выхлопной шахты;

 

·         блок автоматики;

 

·         блок маслоагрегатов;

 

·         блок фильтров топливного газа;

 

·         система подогрева циклового воздуха;

 

·         система пожаротушения;

 

·         система обогрева.

 

1.3 Базовой сборочной единицей агрегата является турбоблок, устанавливаемый на монолитном железобетонном фундаменте. Над турбоблоком на отдельной опоре установлены сборочные единицы выхлопного устройства двигателя и системы подогрева циклового воздуха.

 

Забор воздуха для двигателя НК-16-18СТ  осуществляется через воздухоочистительное устройство, шумоглушители, всасывающую камеру и патрубок промежуточного блока.

 

С целью обеспечения удобства обслуживания агрегата основные узлы маслосистемы размещены в отдельном блоке маслоагрегатов, а приборы и щиты системы автоматического управления агрегатом в блоке автоматики.

 

  Турбоблок  включает в себя следующие основные сборочные единицы:

 

- раму;

 

- контейнер;

 

- двигатель НК-16-18СТ, установленный на подмоторной раме;

 

- выхлопную улитку;

 

- переходник;

 

- нагнетатель и муфту, передающую вращение от свободной турбины двигателя к нагнетателю.

 

 

 

2.ПОДГОТОВКА К ПУСКУ ГПА-Ц-16

 

 

 

 

 

2.1  При подготовке к пуску ГПА-Ц-16 необходимо проконтролировать:

 

·                     отсутствие посторонних предметов, повреждений и нарушение крепежа в блоках ВОУ, всасывающей камеры,  

 

        вентиляции, маслоохладителей и маслоагрегатов;

 

·                     целостность гибких брезентовых компенсаторов на воздуховодах ВВОУ и ВОД и недопустимость ремонта их при помощи проволоки;

 

·                     установку заглушек из оцинкованной стали вместо демонтированных вентиляторов ВОУ и компенсаторов

 

              воздуховодов ВОД.

 

2.2  Проверить наличие масла в  маслобаках ГПА  (визуально по уровнемеру). Заполнить маслоохладители, гидроаккумуляторы включением пусковых насосов смазки и уплотнения с пульта управления ГПА на ГЩУ КЦ.

 

Один из фильтров системы смазки двигателя после маслоохладителей двигателя и фильтров системы смазки нагнетателя (или 2 фильтра из 4-х) постоянно должны находиться в резерве, для чего вентили  или краны  на его входе и выходе  должны быть постоянно закрыты.

 

 2.3  Проверить  закрытое  положение дверей в блоках ВОУ, всасывающей камеры, турбоблока,  а также люка в блоке вентиляции, байпасных клапанов ВОУ.  Двери ВОУ и всаскамеры должны быть закрыты на замок и опломбированы.

 

 2.4 Необходимо проверить правильность положения кранов в обвязке нагнетателя по мнемосхеме пульта управления ГПА и других предпусковых условий,  перечисленных ниже:

 

1)                                     закрыт кран №1;

 

2)                                     закрыт кран №2;

 

3)                                     закрыт кран №4;

 

4)                                     закрыт кран №6;

 

5)                                     закрыт кран №11;

 

6)                                     закрыт кран №12;

 

7)                                     открыт кран №9;

 

8)                                     открыт кран №10;

 

9)                                     наличия всех напряжений питания - ~220В, =220В, =27В;

 

10)                                 уровень масла в маслобаке двигателя ГПА  в норме (Н МБД <500мм от верхней кромки бака);

 

11)                                 уровень масла в маслобаке нагнетателя ГПА  в норме (Н МБН <350мм от верхней кромки бака);

 

12)                                  температура масла в маслобаке двигателя ГПА в норме (tМБД ³ 15 °С);

 

13)                                 температура масла в маслобаке нагнетателя ГПА в норме (tМБН ³ 15 °С);

 

14)                                 заслонка воздушного стартера – ВС закрыта;

 

15)                                 клапан подпитки маслосистемы двигателя ГПА - кран «хлопушка» открыт;

 

16)                                 температура масла на входе в переднюю  опору двигателя в норме (tМ. ВХ. ПОД  ³ 10 °С);

 

17)                                 байпасный клапан воздухоочистительного устройства закрыт, приходит с конечного выключателя БК ВОУ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

18)                                 стопорный клапан - СК закрыт;

 

19)                                 боковые жалюзи утилизатора тепла открыты.

 

 

 

В результате сбора вышеописанных условий на пульте управления ГПА будет гореть на табло сигнализации надпись «Готов к пуску».

 

2.5 После установки нового (или пришедшего из ремонта) двигателя, перед первым пуском, согласно требованию руководства по технической эксплуатации  двигателя НК-16-18СТ, необходимо выполнить нижеследующие мероприятия:

 

·         проверка соответствия комплектности двигателя его формуляру;

 

·         установка фиксаторов свободной турбины в рабочее положение, установка в соответствующее положение стопорных болтов задней подвески свободной турбины;

 

·         демонтаж транспортировочной тяги, установленной между рамой и задней подвеской газогенератора;

 

·         демонтаж технологических заглушек со штуцера Рмасла и резиновых пробок с агрегатов системы регулирования;

 

·         внешний осмотр двигателя;

 

·         проверить подсоединение всех трубопроводов, штепсельных разъемов (ШР);

 

·         проверить крепление агрегатов и датчиков на двигателе, а двигатель к раме;

 

·         проверить состояние крепежных деталей;

 

·         съем заглушки с входного устройства двигателя и с выхода СТ,

 

·         осмотр лопаток входного направляющего аппарата и первой ступени компрессора;

 

·         прокрутка ротора низкого давления и ротора высокого давления;

 

2.6  Проверить включенное положение автоматов электрических цепей оборудования в блоке автоматики ГПА. Проверить прохождение всех защит и сигнализации двигателя и газоперекачивающего агрегата в целом.

 

   2.7

 

Пуск ГПА не разрешается:

 

-          при неисправности хотя бы  одной из систем защиты ГПА;

 

-          при неудовлетворительном анализе качества турбинного масла;

 

-          при обмерзании ВОУ ГПА;

 

-          при грязных масляных фильтрах;

 

-          при разобранных механизмах и трубопроводах ГПА;

 

-          при отклонении хотя бы одного из параметров работы ГПА от допустимых величин по заводской технической инструкции, обнаруженном при его предыдущей эксплуатации  и не устраненном к моменту подготовки к пуску;

 

-          при неисправной системе пожаротушения;

 

-          при грозе;

 

-          после вынужденной и аварийной остановки до устранения причины, вызвавшей остановку.

 

    2.8   Перед каждым пуском ГПА необходимо произвести  ХП (холодную прокрутку) ГПА (для прокачки масляной  

 

    системы двигателя и вытеснения воздуха из маслоохладителей).

 

    2.9 Перед пуском агрегата также необходимо:

 

         -проверить наличие импульсного газа на управление кранами (при необходимости открыть местные отборы газа);

 

  - при проверке продувку фильтров импульсного газа производить не менее 3 сек. – не перестановка крана №9 при 

 

     пуске может привести к аварийному останову цеха по давлению топливного газа;

 

       

 

 

 

3.       ХОЛОДНАЯ ПРОКРУТКА (ХП)

 

 

 

3.1 Холодная прокрутка производиться перед каждым пуском ГПА с целью заполнения системы двигателя маслом и проверки ее готовности к работе, продувки газовоздушного тракта двигателя, проверки отсутствия постороннего шума при вращении и выбеге ротора двигателя и для проверки работы автоматики и агрегатов запуска (обратить внимание на наличие пускового положения РНА после проведения ХП и давление масла на входе в двигатель, если оно меньше 1,5кг/см2 при чистых фильтрах  и исправных маслонасосах это говорит о том что маслоохладители двигателя не заполнены маслом)

 

3.2 Для проведения холодной прокрутки необходимо установить переключатель режима работы ГПА на щите управления в положение “ХП”. При выполнении предпусковых условий и включении индикации “Готов к пуску”, нажать кнопку “Пуск” на щите управления.

 

3.3 Холодная прокрутка двигателя осуществляется автоматически по алгоритму системы автоматического управления ГПА. В процессе холодной прокрутки необходимо контролировать следующие параметры:

 

·         частоту вращения ротора НД> 380 об/мин;

 

·         частоту вращения ротора ВД> 1300об/мин;

 

·         частоту вращения ротора СТ;

 

 

 

·         давление масла в нагнетающей магистрали двигателя Рмасла >0,6 кг/см2;

 

·         давление масла на входе СТ Рм ст >0,2 кг/см2;

 

·         давление пускового газа Рп г = 3-5 кг/см2;

 

·         положение КПВ – открыт;

 

·         положение РНА – прикрыт.

 

Продолжительность “ХП” – 100 секунд. После окончания “ХП” выключается пусковой стартер ВС, загорается табло “Останов”. Необходимо замерить время выбега роторов НД, ВД, СТ.

 

Время выбега роторов от частоты вращения  - 1000 об/мин:

 

·         НД, ВД – 80 секунд;

 

·         СТ – 90 секунд.

 

Если при проведении холодной прокрутки отсутствует давление масла в нагнетающей магистрали и на входе в свободную турбину, то прокрутку необходимо повторить.

 

 

 

 

 

4. ПУСК  ГПА-Ц-16

 

 

 

4.1 Пуск ГПА  является самым ответственным этапом в организации эксплуатации компрессорной станции. Это связано с тем, что при пуске ГПА одновременно включается в работу очень большое количество  систем как самого агрегата, так и вспомогательных систем КС, от подготовки и правильной настройки которых зависит, насколько надежно этот пуск осуществляется. В процессе трогания роторов ГТУ начинают расти динамические нагрузки, возникают термические напряжения в узлах  и деталях от прогрева ГТУ. Рост теплового состояния ведет к изменению линейных размеров лопаток, дисков, изменению зазоров в проточной части, тепловому расширению трубопроводов. Осевой компрессор газогенератора  близок к работе в зоне помпажа. Через нагнетатель осуществляется большой расход газа при низкой степени сжатия, что ведет к большим скоростям, особенно трубопроводов рециркуляции, что вызывает их вибрацию.

 

4.2 На начальном этапе вследствие неустановившегося режима или нарушений в работе системы регулирования может происходить и заброс температуры. Правильные   действия   персонала   при    пуске    агрегата – один из главных показателей уровня эксплуатации компрессорной станции. Нарушение технологии ремонта, нарушение регулировок узлов и деталей, любое неправильное действие в процессе пуска, сбои в работе защиты скажутся на пуске и обязательно приведут к нарушению    алгоритма    пуска   и   его   сбою, а порою, при грубых нарушениях,

 

 и к аварийному ремонту  ГПА. Любые сбои на этапе  запуска могут оказать существенное влияние на эксплуатационные показатели в процессе работы машины.

 

Из сказанного можно сделать вывод, что процесс запуска характеризуется очень большим количеством и сочетанием неустановившихся режимов работы, а также периодического их изменения. Поэтому процесс пуска ГПА

 

   должен контролироваться сменным инженером.    

 

 

 

 

 

5.Алгоритм автоматического запуска ГПА-Ц-16

 

 

 

 

 

  5.1   Перед запуском двигателя должны быть выполнены следующие предпусковые условия:

 

-          уровень масла в маслобаке двигателя – в норме (>15см.)

 

-          температура масла в маслобаке двигателя – не менее 15° С;

 

-          температура масла на входе в переднюю опору двигателя – не менее 10° С;

 

-          стопорный клапан – закрыт;

 

-          клапан на линии подпитки двигателя маслом – открыт;

 

-          байпасные и перепускные клапаны ВОУ – закрыты;

 

-          ТРК ДУС закрыт – индикация 0%;

 

-          АПК “Моквелд”- закрыт – индикация 0%

 

  5.2   Для обеспечения надежности и безопасности перед запуском двигателя и в процессе его пуска обеспечивается ряд  блокировок. В процессе запуска действуют блокировки по:

 

-          негерметичности ДГ или ДУС;

 

-          высокому давлению пускового газа;

 

-          низкому давлению топливного газа;

 

-          опасной частоте вращения турбины стартера;

 

-          несоответствию частоты вращения ротора ВД;

 

-          несоответствию положения КПВ и РНА;

 

-          высокой температуре газа на входе в СТ;

 

-          помпажу двигателя;

 

-          минимальному уровню масла в маслобаке двигателя;

 

-          опасной частоте вращения СТ;

 

-          высокой температуре масла на входе в СТ;

 

-          высокой температуре масла на выходе из двигателя;

 

-          низкому напряжению аккумуляторных батарей.

 

5.3  Пуск агрегата производится после проверки выполнения предпусковых условий, холодной прокрутки и полной остановки роторов двигателя НК-16-18СТ. Для пуска необходимо выполнить следующие операции:

 

1.       Поставить переключатель выбора режима работы на щите управления в положение “Кольцо”.

 

2.       После включения индикации “Готов к пуску” нажать на щите управления кнопку “Пуск”.

 

3.       После нажатия на кнопку “Пуск” запуск двигателя осуществляется по алгоритму системы автоматического управления газоперекачивающего агрегата.

 

4.       Последовательность запуска контролируется на щите управления по индикации: “Готов к пуску”, “Включение БАЗ”, “Включение ПНС”, “Включение ПНУ”.

 

 При достижении давления смазки нагнетателя 1,2 кг/см2 и перепада “масло-газ” 1,2 кг/см2 открытие крана №4.

 

По истечении 20 секунд, закрытие крана №5.

 

При достижении в нагнетателе давления газа 45 кг/см2 (55 кг/см2)  и последующей выдержке по времени 60 сек.– открытие крана №1, открытие крана №12, закрытие крана №9, закрытие крана №4, открытие крана №6, открытие крана №11, закрытие крана №10, открытие заслонки стартера.

 

      Управление запуска и холодной прокрутки двигателя осуществляется блоком БАЗ-16 совместно с САУ ГПА по времени с периодическим контролем частоты вращения ротора ВД.

 

      В процессе запуска агрегаты двигателя включаются в следующем порядке:

 

При открытии крана 11 включается БАЗ-16, идет отсчет времени,   электромеханизм стартера на открытие пусковой заслонки, электромагнит открытия регулирующей заслонки стартера, контроль оборотов ВД < 500об/мин,  контроль утечки топливного газа,  перестройка регулятора температуры РТ-12-9А  Тгазов перед СТ в режим «Пуска» (перекладка на 570 °С). При этом выдается сигнал “БАЗ РАБОТАЕТ”.

 

     В течение 50 сек. производится прокрутка двигателя для вентиляции тракта, входного и выходного устройств ГПА.

 

- контроль утечки топливного газа до 50-й сек включительно.

 

На 50-й секунде снимается контроль утечки топливного газа.

 

Производится контроль РНА и КПВ в пусковом положении, контроль частоты вращения ротора ВД двигателя,

 

контроль давления масла САР.

 

При Пвд> 1300 об/мин включается агрегат зажигания и электромагниты блока клапанов пускового топлива БКПТ, происходит воспламенение топлива в камере сгорания, открытие стопорного клапана (СК).

 

На 60-й секунде  1-го отсчета:

 

Открытие ДУС на 13-15%, в камеру сгорания двигателя начинает поступать основное топливо, начинается увеличение режима, при достижении температуры газов перед СТ 100° С включается индикация «Зажигание».

 

При достижении СТ 300-700 об/мин проходит команда на открытие АПК (Моквелд) .

 

При частоте вращения Пвд=2600 об/мин  включается электромеханизм стартера на закрытие заслонки ЗС, снимается питание с электромагнита регулирующей заслонки ВС, отключаются электромагниты БКПТ  и агрегат зажигания. Таким образом, стартер, зажигание и пусковое топливо отключаются. При не открытии кр№6 в течении 20сек. САУ ГПА выдает команду на АО, если по истечении 20 сек и не открытии кр№6 АО не происходит, агрегат следует остановить нажатием КАО во избежание помпажа ЦБН. После полной перестановки крана №6 на открытие, включается команда на открытие крана №2.

 

На 100-й секунде контролируется частота вращения ротора ВД. Она должна быть не ниже 2600 об/мин (несоответствие частоты вращения ВД).

 

При достижении оборотов НД 2100 ± 100об/мин происходит перекладка АУ в рабочее положение (перекладка РНА).

 

Включается второй отсчет времени.

 

Включаются вентиляторы ВВОУ – 1, 2, включаются вентиляторы ВОД – 1, 2.

 

При достижении оборотов НД 3800 ± 100об/мин происходит перекладка АУП в рабочее положение (закрытие КПВ).

 

На 50-й секунде второго отчета времени повторно включается зажигание (тренировка свечей). контролируется частота вращения ротора ВД. Она должна быть не ниже 4400 об/мин, контролируется положение КПВ – закрыт.

 

На 60-й секунде с момента достижения Пвд=2600 об/мин отключается зажигание.

 

По достижении Пвд=5800 об/мин электромеханизм ДУС останавливается, регулятор РТ-12-9А перестраивается с пускового на рабочий режим, происходит отключение индикации “Пуск”,   включается индикация «Окончен запуск двигателя», происходит отключение ПНС и, через 10 секунд ПНУ.  По истечении 300 сек (прогрев двигателя) включение индикации  “Кольцо”, процесс регулирования переходит к системе «ССС», режим увеличивается до оборотов СТ 3700об/мин. Длительность выхода агрегата на режим “Кольцо” не более 700 секунд.

 

       Для перехода с режима “Кольцо” на режим “Магистраль” необходимо переключатель выбора режима работы на   

 

 щите управления из положения “Кольцо” переключить в положение “Магистраль”, начнется увеличение режима двигателя и одновременное плавное прикрытие АПК «Моквелд», при этом происходит рост давления на выходе нагнетателя. При достижении разности между давлением на выходе нагнетателя и давлением в коллекторе нагнетания КЦ в 1кгс/см2 «ССС» выдает в САУ ГПА сигнал, разрешающий открытие кр №2. Продолжается прикрытие АПК «Моквелд» до 0%, задаются требуемые обороты СТ, при этом рабочие точки работающих нагнетателей должны находится примерно в одинаковой удаленности от линии помпажа. После открытия кр №2 включается индикация «Магистраль».

 

Разница по оборотам СТ на работающих ГПА не должна превышать 120 об/мин (при одинаковых характеристиках роторов ЦБН).

 

При регулировании режима работы ГПА необходимо учитывать величину осевого сдвига ротора нагнетателя и приступать к увеличению оборотов СТ на ГПА с наименее нагруженным ротором ЦБН (работа в «+» зоне) по показаниям осевого сдвига.

 

    ВНИМАНИЕ!   При отсутствии розжига (т.е. не роста показаний Тст), в независимости от того, какое положение дозатора газа – «открыт» или «закрыт»,  на  70-й секунде после включения БАЗ-16  в работу необходимо нажать на кнопку "Аварийный останов".  Более  поздний розжиг может привести к взрыву газовоздушной смеси в камере сгорания двигателя. Повторный пуск незапущенного по «нерозжигу» ГПА, без проведения холодной прокрутки двигателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

 

 

 

 

 

6.НАБЛЮДЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ  ГПА  ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

 

 

             6.1  Контроль за состоянием ГПА и обслуживание в процессе эксплуатации должны проводиться в строгом

 

         соответствии с требованиями инструкции по обслуживанию завода-изготовителя.

 

             6.2 Во время работы ГПА эксплуатационный персонал цеха обязан:

 

-      поддерживать требуемый режим работы ГПА, обеспечивая их наиболее экономичную и рациональную

 

              загрузку следить, чтобы частота вращения ротора свободной турбины (нагнетателя) всех работающих ГПА 

 

             была бы примерно одинаковой, рабочая точка нагнетателя лежала правее помпажной линии не менее чем на

 

            10% по производительности, а потребляемая нагнетателем мощность не должна превышать номинальную  

 

            более   чем на 20% (рабочая точка определяется по характеристике нагнетателя);

 

-          следить за показаниями приборов; причина любого ненормального отклонения в показаниях приборов должна немедленно выясняться для принятия соответствующих мер;

 

-          поддерживать температуру и давление охлаждающего масла в системе смазки в необходимых пределах (смотри соответствующий пункт Таблицы 1);

 

-          следить за чистотой фильтров в маслосистеме путем контроля параметра «перепад на фильтрах» смазки двигателя и нагнетателя или фильтрах уплотнения нагнетателя (не допускать работу фильтров выше величин, указанных в Таблице 1);

 

-          производить каждые 4 часа осмотр маслоохладителей пластинчатого типа;

 

-          контролировать перепад давления на ВОУ и производить осмотр всасывающей камеры через смотровой лючок

 

       на предмет отсутствия образования инея и льда на коке двигателя, при температуре наружного воздуха от “-10” град. С  до  “+5”   град.С., а также при работе ГПА в этом температурном диапазоне должна быть открыта заслонка

 

       горячего воздуха (ЗГВ) на обогрев входного направляющего аппарата (ВНА) двигателя;

 

      -       каждые 2 часа производить визуальный осмотр работающего оборудования;

 

-          производить тщательную уборку агрегата;

 

-          вести необходимые записи в эксплуатационных документах и ведомостях (контролировать показания

 

       приборов и через каждые 2 часа производить запись контролируемых параметров в суточной ведомости : 

 

       значения параметров должны соответствовать данным, приведенным в таблице 1);

 

-          строго выполнять требования должностных и эксплуатационных инструкций;

 

-          поддерживать давление газа за нагнетателем не выше 75 кг/см2.

 

 

 

7.НОРМАЛЬНАЯ ОСТАНОВКА ГПА-Ц-16

 

 

 

7.1 Перед нормальной остановкой необходимо  агрегат вывести с режима “Магистраль” на режим “Кольцо” нажатием кнопки “Кольцо”, а затем нажать на кнопку «НО». Длительность программы нормальной остановки не более 850 секунд. До нажатия на кнопку «НО» необходимо дистанционно включить ПНС и ПНУ, но только при минимальных оборотах ротора ЦБН. После нажатия на кнопку остановка производится автоматически в соответствии с алгоритмом САУ ГПА. При прохождении нормальной остановки необходимо контролировать:

 

-          включение индикации “Нормальный останов”;

 

-          открытие АПК (Моквелд), закрытие крана № 2;

 

-          включение ПНС и ПНУ

 

По истечении 300 секунд:

 

-          отключение вентиляторов ВОУ;

 

-          отключение вентиляторов обдува двигателя;

 

-          закрытие крана № 12;

 

-          открытие крана № 9;

 

-          закрытие крана № 1;

 

-          закрытие крана № 6;

 

-          открытие крана № 5;

 

-          отключение ПНУ. (При Ргаза в контуре ЦБН < 0,3 МПа)

 

По истечении 300 секунд после открытия крана № 5:

 

-          отключение индикации “Нормальный останов”;

 

-          отключение ПНС.

 

 

 

8.АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА ГПА-Ц-16

 

 

 

8.1 Аварийная остановка агрегата служит для защиты оборудования агрегата при нарушении технологических параметров, невыполнении команд, несоответствии положения исполнительных механизмов, при угрозе безопасности обслуживающему персоналу.

 

Аварийная остановка ГПА происходит автоматически в соответствии с алгоритмом САУ  ГПА при срабатывании защит (в случае отклонения параметров от допустимых, приведенных в Таблице 1) или нажатием на кнопку “Аварийный останов”. Кнопка аварийной остановки расположена на щите управления ГПА и на местной панели управления блока автоматики. Длительность аварийной остановки до полной остановки нагнетателя – не более 800 секунд.

 

8.2 Аварийная остановка ГПА должна быть осуществлена нажатием на кнопку аварийной остановки в следующих случаях:

 

-          при наличии угрозы безопасности обслуживающего персонала;

 

-          при появлении постороннего звука или шума в одном из узлов агрегата;

 

-          при отклонении параметров от допустимых и несрабатывании защит;

 

-          при воспламенении масла или газа в любом блоке ГПА;

 

-          при наличии больших течей масла из маслопроводов агрегата;

 

-          при прорыве газа в контейнер нагнетателя.

 

Если при нажатии на кнопку аварийной остановки агрегат не останавливается, то его необходимо остановить вручную закрытием кранов №12 а затем кранов №№ 1, 2, 6 и открытием кранов №№ 5, 9.

 

По прохождении аварийной остановки обслуживающий персонал должен следить за правильной и полной перестановкой кранов по индикации на мнемосхеме.

 

8.3 После аварийной остановки агрегата следует выяснить её причину и до устранения ее повторный пуск агрегата не производить. Сразу после остановки агрегата необходимо: осмотреть отсеки ГПА на предмет возгорания масла и произвести прокрутку роторов НД и ВД с целью предотвращения заклинивания роторов двигателя.

 

 

 

Примечание:

 

1.                В соответствии с ПЭ МГ при аварийной и вынужденной остановке ГПА категорически запрещается производить запуск агрегата до полного выяснения и устранения причин срабатывания аварийной защиты или причин, вызвавших вынужденный останов.

 

2.                Работы по выяснению и устранению причин АО и ВНО ГПА должны быть начаты немедленно после останова ГПА и вестись непрерывно до полного устранения причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГПА-Ц-16

 

 

 

           9.1 Предупреждение помпажных режимов осевого компрессора

 

 

 

           Неустойчивые режимы осевого компрессора, основными из которых являются вращающийся срыв и помпаж,

 

       создают повышенную опасность возникновения недопустимых усталостных напряжений в лопаточном аппарате,

 

       возрастания вибрации и поломки лопаток. Эксплуатация ГПА в зоне неустойчивых помпажных режимов не 

 

       разрешается. Работа ГПА в условиях неустойчивого режима осевого компрессора характеризуется повышением

 

       температуры газов перед СТ при неизменной нагрузке, колебанием давления воздуха за КВД, ненормальным

 

       звуком и ударами “”хлопками”) проточной части осевого компрессора. При возникновении помпажных явлений 

 

       агрегат должен быть немедленно остановлен для устранения причин, вызвавших помпаж.

 

           Помпажные явления  осевого компрессора в процессе пуска и работы могут возникнуть:

 

-          при повышенном сопротивлении  всасывающего тракта в связи с обледенением ВОУ или ВНА;

 

-          при неустойчивом давлении топливного газа;

 

-          при неудовлетворительном  техническом состоянии проточной части газогенератора, загрязнении осевого компрессора;

 

-          при увеличении сопротивления выхлопного тракта ГПА в результате неправильных переключений заслонок утилизаторов тепла или при их самопроизвольной перестановке.

 

Для обеспечения устойчивой работы осевого компрессора в процессе пуска применяются противопомпажные клапаны КПВ и РНА (регулируемый направляющий аппарат) осевого компрессора, которые должны быть настроены в соответствии с требованиями технической документации завода-изготовителя.

 

 При пуске ГПА, оснащенных утилизаторами тепла, необходимо контролировать положение заслонок (жалюзи). Перед тем, как перекрыть верхние жалюзи, необходимо убедиться , что боковые жалюзи находятся в открытом положении. Жалюзи должны быть оснащены надежными фиксаторами, исключающими возможность самопроизвольного изменения положения в процессе работы.

 

Для предотвращения помпажных режимов осевого компрессора в процессе работы ГПА необходимо следить за показаниями приборов, замеряющих температуру газов перед СТ и давление воздуха за КВД, давлением топливного газа, нагрузкой агрегата, а также отсутствием обледенения  ВОУ и ВНА.

 

Параметр

Рабочее

Значение

Предупредительная

Сигнализация

Аварийная

Защита

Температура масла, град.С:

-     в баке двигателя

-     на входе двигателя при прогреве

-     на воде двигателя при режимной работе

-     на выходе двигателя

-     на выходе СТ

-     в баке нагнетателя

-     на входе нагнетателя

-     опорного подшипника ПОН

-     опорного подшипника ЗОН

-      упорного подшипника

 

Не менее 15

5-30

30-100

Не более 125

Не более 140

Не менее 15

Не более 55

Не более 75

Не более 75

Не более 75

 

15 град. С

 

 

> 125

125

15

< 35 - > 55

75

75

75

 

 

 

 

> 140

> 140

 

 

> 80

> 80

> 80

Температура воздуха, град. С:

-          во всасывающей камере

-          в отсеке двигателя

-          в отсеке нагнетателя

 

“-55” – “+45”

Не менее 10

Не менее 10

 

< +7 град.С (упр.сигн)

< 10 - > 75

< 10 - > 75

 

Температура газа, град. С:

-          на выходе нагнетателя

-          топливного газа

 

Не более 80

25-60

 

>80

< 20

 

> 90

Температура газа на входе СТ, град.С

Не более 615

> 620

>/= 650

Давление масла, Мпа:

-          смазки нагнетателя

-          на входе в двигатель

-          смазки СТ

 

0,12 – 0,20

0,35 – 0,40

 0,2> <1,0

 

< 0,1

< 0,29

 

< 0,08

< 0,23

< 0,11

Давление газа, МПа:

-          после нагнетателя

-          топливного газа

 

7,5

2,3-2,5

 

 

</= 2,0

 

 

</=1,8

Разрежение во всасывающей камере, мм.вод.ст.

Не более 100

80

 

Перепад давления, МПа:

-          “масло-газ”

-          масла на фильтре двигателя

-          масла на фильтре уплотнения

-          масла на фильтре нагнетателя

-          на конфузоре нагнетателя

 

0,12 – 0,20

Не более 0,1

Не более 0,5

НЕ более 0,2

0,01 – 0,04

 

> 0,05

>\= 0,1

>\= 0,8

> 0,2

 

< 0,03

-          Частота вращения, об/мин      - КНД

                                                          - КВД

                                                                 - СТ

Не более 5320

Не более 7000

3750 - 5565

 

 

6000(СПО2р)

настр.ГМЗ

Вибрация опор двигателя, мм/с:

-          передней

-          задней

-          свободной турбины

 

Не более 40

Не более 40

Не более 40

 

> 40

> 40

> 40

 

> 60

> 60

> 60

Вибросмещение ротора нагнетателя, мкм:

-          со стороны двигателя

-          со стороны свободного конца

 

Не более 60

Не более 60

 

> 60

> 60

 

> 80

> 80

Осевой сдвиг ротора нагнетателя, мм

“- 0,4” – “+0,4”

-0,7 - +0,35

-1,0 - +0,7

 

10. ОСОБЕННОСТИ ПУСКА И ЭКСПЛУАТАЦИИ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР

 

 

10.1 Пуск агрегата в холодное время года затруднен вследствие низкой температуры масла в маслобаках и маслоохладителях. К тому же зимой наблюдается примерзание регулирующих клапанов в дозаторе газа (при продолжительной остановке двигателя), обмерзание импульсных трубок и запорной арматуры ГПА и общестанционных систем. В этих условиях особенно затруднен пуск первого агрегата, когда отсутствует горячий воздух в общестанционной системе, используемый для обогрева блоков ГПА.

 

10.2 Для подогрева масла в маслоохладителях ГПА и контейнеров ГПА на всех пусковых КС использовался горячий воздух от моторных подогревателей. В маслобаках двигателя имеются ТЭНы для подогрева масла. Перед запуском двигателя в зимнее время необходимо осмотреть внутреннюю поверхность входного канала на предмет отсутствия льда. При наличии льда на вход двигателя подводится горячий воздух с температурой не более 80 град.С  для удале-ния льда и просушки газовоздушного тракта. Затем производится ручная прокрутка роторов низкого, высокого давления и ротора турбины СТ.

 

10.3 Кроме того, перед запуском производится подогрев горячим воздухом двигателя, линий замеров и суфлирова -ния, маслоагрегатов, находящихся на двигателе и вне двигателя до температуры 5 град. С.

 

10.4           В условиях возможного обледенения ВОУ и входного направляющего аппарата компрессора двигателя (при-мерно в диапазоне окружающего воздуха от “+5” до “-10” град. С , при относительной влажности более 80%, при наличии осадков в виде моросящего дождя, тумана или мокрого снега) необходимо включить в работу противообледенительную систему двигателя ВОУ и следить за нормальной работой системы обогрева ВОУ.

 

При работе двигателя в условиях возможности обледенения через каждые два часа ра­боты двигателя осматривайте ВОУ,  камеру всасывания ГПА, входной канал двигателя, лопатки ВНА и кок на отсутствие воды, льда, снега. Результаты осмотра фиксируйте в суточной ведомости ГПА. В случае появления льда двигатель остановите и проверьте работу системы обогрева циклового воздуха двигателя. При темпе­ратуре окружающего воздуха ниже минус 10°С работы по данному пункту выполняйте один раз в сутки.

 

 Один раз в сутки осматривайте места выхода трубопроводов суфлирования маслобака и выхода газа из бака-циклона. Перекрытие проходных сечений трубопроводов льдом, снегом, инеем не допускается. Результаты осмотра фиксируйте в суточной ведомости.

 

 В суточной ведомости ГПА каждые два часа работы двигателя записывайте температуру и влажность окружающего воздуха, наличие и характер атмосферных осадков

 

 

 

 

 

 10.5 Особое внимание персонал цеха должен обращать внимание на импульсный газ, от качества и своевременной подачи которого зависит успешная перестановка кранов. Сменный персонал должен знать точку росы импульсного газа. И в случае, если температура окружающего воздуха снизилась ниже этой точки, необходимо проверить наличие газа в коллекторах.

 

10.6  При отрицательных температурах необходимо стремиться к снижению перегрузок ГПА. При температуре наружного воздуха ниже –35С плановые перегрузки ГПА не допускаются.

 

10.7 Для стабильности работы БПТПГ и прежде всего регуляторов давления необходимо следить за температурой газа на выходе регулятора и при ее снижении поднять его температуру в подогревателях газа, а при наличии системы подогрева редукторов топливного газа включить их в работу.

 

10.8 В целях повышения надежности эксплуатации оборудования цехов при отрицательных температурах наружного воздуха необходимо обеспечить:

 

1.       своевременно регулировку подачи горячего воздуха:

 

- в отсеки и блоки ГПА, в том числе резервных:

 

-          температура воздуха в отсеке двигателя должна быть +25…+35С;

 

-          температура ПО двигателя +5…30С, но не более +30С;

 

-          температура воздуха в отсек нагнетателя +15…+25С;

 

-          температура в блоке автоматики +5…+20С;

 

       -      в шкафы ДСС В БПТПГ +15…+25С;

 

 -      на регуляторы давления в БПТПГ;

 

 -      системы эжекции отсеков двигателей работающих ГПА,

 

2.Контроль температуры воздуха в блоке вентиляции (блоке маслоохладителей) ГПА: (не допускать перегрева маслоохладителей горячим воздухом – температура воздуха в БМО 15-35грд. С )

 

-          если при включении ПНС Рмасла см. нагн. > 4,0 кг/см2, то ПН отключить, открыть вентиль подачи горячего

 

        воздуха в блок маслоохладителей;

 

-          при этом при остановах ГПА масло из маслоохладителей пластинчатого вида должны быть слиты.

 

3.Контроль и регулировку температуры топливного газа на выходе из подогревателей газа (>45С).

 

4.Контроль за системой обогрева ВНА двигателя НК-16-18СТ.

 

5.Контроль за температурой в отсеках нагнетателей при выполнении регламентных работ по ЦБН.

 

6.Контроль за работой маслоохладителей ГПА: при tнар. dоздуха.-30 град.С и ниже необходимо оставить в работе не более 1-го маслоохладителя двигателя и не более 2-х маслоохладителей нагнетателя. Колпаки остальных маслоохладителей должны быть закрыты, а автоматы элдвигателей отключены.

 

 

 

 

 

11.    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

 

 

     11.1 Безотказная работа агрегата в процессе эксплуатации во многом зависит от своевременного и качественного

 

выполнения всех видов осмотров и регламентных работ.

 

Межрегламентный осмотр двигателя ГПА производится после приемо-сдаточных испытаний и после вынужденной остановки агрегата независимо от наработки. Во время осмотра двигателя особое внимание обращается на чистоту ВОУ, всасывающей камеры, блока вентиляции,  отсутствие забоин, вмятин лопаток ВНА

 

 и лопаток компрессора НД (в пределах видимости), а также производится осмотр ГВТ через лючки осмотра.

 

Регламентные работы на двигателе производятся через каждые  3000 часов наработки, а регламентные работы на ГПА – через 3000 часов (со штатным промвалом) и 6000 часов (с пластинчатой муфтой) , 12000 и 24000 часов наработки.